Видео

Яндекс.Метрика

Главная
39Правила дорожного движения РФ
Общие положения
Общие обязанности водителей
Применении специального сигнала
Обязанности пешеходов
Обязанности пассажиров
Сигналы светофора и регулировщика
Применение аварийной сигнализации и знаков аварийной остановки
Начало движения, маневрирования
Расположение транспортных средств на проезжей части
Скорость движения
Обгон, опережение, встречный разъезд
Остановка и стоянка
2Проезд перекрстков
Регулируемые перекрестки
Нерегулируемые перекрестки
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
Движение через железнодорожные пути
Движения по автомагистралям
Движение в жилых зонах
Приоритет маршрутных транспортных средств
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Буксировка механических транспортных средств
Учебная езда
Перевозка людей
Перевозка грузов
Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных
Основные положения по допуску транспортных средств
Приложение
9Дорожные знаки
Предупреждающие знаки
Знаки приоритета
Запрещающие знаки
Предписывающие знаки
Знаки особых предписаний
Информационные знаки
Знаки сервиса
Знаки дополнительной информации (таблички)
Опознавательные знаки
Приложение №1 (Дорожные знаки)
2Приложение №2 (Дорожная разметка)
Вертикальная разметка
Горизонтальная разметка
43Правила дорожного движения Украины
1.Общее положение
2.Обязанности и права водителей механических транспортных средств
3.Движение транспортных средств со специальными сигналами
4.Обязанности и права пешеходов
5.Обязанности и права пассажиров
6.Требования к велосипедистам
7.Требования к лицам, управляющим гужевым транспортом, и погонщикам животных
8.Регулирование дорожного движения
9. Предупредительные сигналы
10.Начало движения и изменение его направления
11. Расположение транспортных средств на дороге
12. Скорость движения
13. Дистанция, интервал, встречный разъезд
14. Обгон
15. Остановка и стоянка
16. Проезд перекрестков
17. Преимущества маршрутных транспортных средств
18. Проезд пешеходных переходов и остановок транспортных средств
19. Использование внешних световых приборов
20. Движение через железнодорожные переезды
21. Перевозка пассажиров
22. Перевозка груза
23. Буксировка и эксплуатация транспортных составов
24. Учебная езда
25. Движение транспортных средств в колоннах
26. Движение в жилой и пешеходной зоне
27. Движение по автомагистралям и дорогам для автомобилей
28. Движение по горным дорогам и на крутых спусках
29. Международное движение
30. Номерные, опознавательные знаки, надписи и обозначения
31. Техническое состояние транспортных средств и их оснащение
32. Отдельные вопросы дорожного движения, которые требуют согласования с Госавтоинспекцией
7Дорожные знаки (Дополнение 1)
1. Предупредительные знаки
2. Знаки приоритета
3. Запрещающие знаки
4. Предписывающие знаки
5. Информационно-указательные знаки
6. Знаки сервиса
7. Таблички к дорожным знакам
Вертикальная разметка
Дорожная разметка (Дополнение 2)
Светофоры (Дополнение 3)
Приложение №4 (Опознавательные знаки)
Для водителя
Категория
23Устройство и техническое обслуживание мотоциклов
Классификация мотоциклов
1.2. Технические характеристики современных мотоциклов
1.3. Общее устройство мотоцикла
Глава 2. Двигатель
2.2 Системы смазки и охлаждения двигателя
2.3. Системы питания и выпуска
2.4 Обслуживание механизмов и систем двигателя
Электрооборудование
3.1 Источники тока
3.2 Система зажигания
3.3 Системы освещения, сигнализации и прочие
3.4. Обслуживание электрооборудования
Глава 4 Трансмиссия
4.1 Устройство и работа трансмиссии
4.2 Обслуживание трансмиссии
Глава 5. Несущая система Ходовая часть Органы управления
5.1 Устройство рамы мотоцикла, рамы и кузова бокового прицепа
5.2 Устройство и работа ходовой части
5.3 Расположение, устройство и работа органов управления и контрольных приборов
5.4. Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления
Глава 6 Эксплуатация мотоцикла
6.1 Обкатка мотоцикла
6.2.Особенности эксплуатации мотоцикла в разное время года
Кодексы РФ

3.1 Источники тока

3.1 Источники тока

Источниками тока на мотоциклах служат генератор и аккумуляторная батарея — они превращают, соответственно, механическую и химиче­скую энергию в электрическую. Потребителями тока являются системы зажигания, освещения и сигнализации, а также устанавливаемые на многие мотоциклы электростартер, электровентилятор системы охлаж­дения двигателя и другие вспомогательные приборы.

Аккумуляторная батарея обеспечивает током потребители (в том числе пуск электростартером), когда двигатель мотоцикла не работает. При этом батарея разряжается; ее заряд происходит во время работы двигателя за счет тока, поступающего от генератора.

Состоит батарея из нескольких аккумуляторов, соединенных пос­ледовательно (рис. 3.1). Поскольку на абсолютном большинстве мото­циклов применяется электрооборудование, рассчитанное на напряже­ние 12 В (вместо устаревшего на 6 В), число аккумуляторов равно ше­сти при напряжении каждого элемента около 2 В. Широко распростра­нены свинцово-кислотные аккумуляторы, у которых пластины в виде свинцовых решеток, заполненных активной массой, расположены в кор­пусе (банке), залитом сернокислотным электролитом. Пластины отде­лены друг от друга сепаратором из химически инертного материала, позволяющего электролиту и электрическому току проникать сквозь него.

Для нормальной работы свинцово-кислотного аккумулятора полости его банок должны сообщаться с атмосферой, поскольку при заряде вы­деляются газы; кроме того, часть воды из состава электролита может выкипать. Такие батареи нуждаются в контроле уровня электролита и его плотности. В настоящее время получают распространение так называ­емые необслуживаемые аккумуляторные батареи.

Рис 3.1 Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея:

1 — положительный токоотвод (пластина из свинца); 2 — положительный электрод; 3 — пластина в конверте-сепараторе;

4 — отрицательный токоотвод; 5 — отрицательный электрод; 6 — блок положительных элект­родов; 7 — межэлементное соединение;

8 — крышка батареи; 9 — корпус из кислотоупорного материала, заполненный электролитом; 10 — выводные клеммы;

11 — блок электродов в сборе; 12 — блок отрицательных электродов

Количество электрической энергии, которую может выдать потреби­телям полностью заряженная аккумуляторная батарея, называется ее емкостью и измеряется в ампер-часах. Энерговооруженный мотоцикл с большим рабочим объемом двигателя и оснащенный электростартером, нуждается в батарее емкостью 14 — 20 Ач и более, в то время как для мо­тоцикла без электропуска вполне достаточно батареи емкостью 4 — 9 Ач.

При работе двигателя питание потребителей электрическим током и заряд аккумуляторной батареи осуществляет генератор. Принцип его действия основан на явлении электромагнитной индукции — при пере­сечении магнитного поля витком провода в последнем возникает элект­рический ток. Магнитное поле создается либо постоянными магнитами, либо электромагнитом, обмотку которого называют обмоткой возбужде­ния генератора. В любом генераторе различают два узла: подвижный — ротор и неподвижный — статор. Мощности генераторов современных мотоциклов различны: 90 Вт («Минск», «Сова»), 140 Вт («Иж»), 420 Вт («Урал-Волк»), у зарубежных моделей встречаются и более мощные ге­нераторы.

Существует два типа генераторов: постоянного тока (динамо) и пере­менного тока (альтернатор). Генераторы постоянного тока — коллекторные машины, они из-за низкой удельной мощности в настоящее время на мотоциклах не применяются. Исключение составляет генератор «Тулы» и «Муравья», где он одновременно выполняет роль электростартера (такой комбинированный узел называется династартером).

Генераторы переменного тока отличаются количеством фаз (одно и трехфазные), способом образования магнитного поля (постоянными магнитами или
электрическим током) и видом ротора. В однофазных генераторах переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов (рис. 3.2) на статоре расположено несколько катушек, соединенных последовательно или группами по две катушки. Обычно одна группа катушек питает систему зажигания, другая — через выпрямитель и регулятор напряжения — все остальные потребители тока (в том числе подзаряжает аккумуляторную батарею). При этом напряжение,
подводимое к цепи системы зажигания, не выпрямляется и может быть более 12 В (например, порядка 160 В у мотоциклов производства ЗиД).

Рис 3.2. Однофазный генератор пере­менного тока с возбуждением от постоянного магнита:

а — возникновение электрического тока при вращающемся магнитном поле; б—устройство альтернатора «Сова»; 1—ротор с постоянными магнитами; 2—статор;

3 — обмотки освещения; 4 — обмотки системы зажигания

В трехфазных генераторах переменного тока с возбуждением от электромагнитов (рис. 3.3) ток из обмоток, расположенных на статоре и соединенных по схеме «звезда» или «треугольник», подается к выпрями­телю и затем поступает к потребителям, в том числе к системе зажига­ния. Выпрямитель (обычно в виде «моста» на шести диодах) может быть как встроенного тина («Урал»), так и в виде отдельного блока («Иж»).

Рис 3 3. Трехфазный генератор пере­менного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпи- тер-5»): 1 — выпрямитель и регулятор напряжения (БПВ-14-10): 2 — ротор; 3 — статор с обмотками; 4 — щетки; 5 — кулачок контактной системы зажигания; 6 — контакты системы зажигания

Ротор часто изготавливают в виде монолита с расположенными вну­три постоянными магнитами. Существует две разновидности таких ге­нераторов, различающихся взаимным расположением катушек статора  и ротора. У одних генераторов ротор расположен внутри статора («Сова»), у других — вне его («Иж-Плапета-5»); последнюю разновидность называют генератором маховичного типа, или маховичным (рис. 3.4).

Рис 3.4 Маховичный генератор перемен­ного тока («Иж-планета-5»): — статор с катушками, закрепляемыми на крышке картера;

2 — маховичный ро­тор с постоянными магнитами;  3 — магнит датчика системы элетронного зажигания; 4 — датчик

Чаще всего генераторы устанавливают внутри картера, причем ротор непосредственно закреплен на цапфе коленчатого вала. У некоторых мотоциклов
(«Урал», «Днепр») генератор имеет отдельный корпус (рис. 3.5) и приводится от коленчатого вала посредством шестерен.

Рис. 3 5 Трехфазный генератор переменного тока мотоцикла «Урал-Волк»:

а — установка на двигателе (привод осуществляется шестернями от ГРМ); б —деталировка.

1 — передняя крышка с подшипником и вентилятором; 2 — ротор с обмоткой возбуждения;

3 — корпус с обмотками, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения; 4 — задняя крышка

Широко распространена конструкция генератора переменного тока с возбуждением от электромагнитов, в которой ротор выполняют разборным, состоящим из двух клювообразных полюсных наконечников и обмотки возбуждения внутри (рис. 3.6). В последнем случае ток к обмотке подводится через две медно-графитовые щетки, скользящие по контактным кольцам ротора.

Рис 3 6 «Клювообразный» ротор («Иж-Юпитер-5»): 1 — контактные кольца; — полюсные наконечники («клювы»); 3 — обмотка возбуждения; 4 — щетки

У генераторов любого типа с ростом частоты вращения коленчатого вала увеличивается вырабатываемое напряжение. Для его ограничения применяют разного рода полупроводниковые регуляторы. У генераторов с обмотками возбуждения регуляторы напряжения управляют током в этих обмотках (блок БПВ-14-10 мотоциклов «Иж»): как только напряжение становится выше нормы (14 В), регулятор уменьшает ток, идущий через обмотку возбуждения (рис. 3.7).

Рис 3.7 Схема цепи с трехфазным генератором переменного тока с возбуждением от электромагнита («Иж-Юпитер-5»): 1 — замок зажигания; 2 — регулятор напряжения и выпрямитель БПВ 14-10: 3 — обмотки генератора; 4 — контакты прерыва теля: 5 — генератор с прерывателем; 6 — предохранитель; 7 —аккумуляторная батарея: 8 — потребители тока

В хенераторах с постоянными магнитами стабилизатор ограничивает ток, подаваемый к потребителям (рис. 3.8), рассеивая излишки энер­гии в виде тепла (БКС мотоциклов производства ЗиД).

Генераторы с постоянными магнитами, в отличие от генераторов с об­моткой возбуждения, для начала работы не нуждаются во внешнем ис­точнике тока (аккумуляторе). Однако по действующим в Европе нормам мотоцикл должен иметь стояночный свет (при неработающем двигате­ле), поэтому там мотоциклы и с такими генераторами оборудуют акку­муляторными батареями. В России подобных требований нет, и в состав электрооборудования некоторых мотоциклов (семейства «Минск» и ЗиД) батарея не входит. Все приборы освещения и сигнализации в таких слу­чаях потребляют переменный ток.

Основная неисправность генераторов — малый вырабатываемый ток (или вообще прекращение работы) — возникает из-за ухудшения контакта в щеточном узле, обрыва обмоток или ослабления (окисления) наконечников проводов. Аккумуляторная батарея (кроме необслужива­емой) теряет емкость при нарушении уровня и плотности электролита, окислении выводных штырей и наконечников проводов. К неисправно­стям регуляторов напряжения относится поддержание слишком низко­го или высокого напряжения в сети

Рис 3.8 Схема цепи с однофазным генератором переменного тока с возбуждением от постоянного магнита («Сова»): 1 — замок зажигания; 2 — блок коммутации стабилизации (БКС); обмотки зажигания: 3 — статор генераюра; 4 — ротор с постоянными магнитами; 5 — потребители тока

Сайт размещается на хостинге Спринтхост